34
СТРАНИЦА
Их писали везде, где могли, в землянках, в перерывах между боями – на обоях, в ученических тетрадях, канцелярских книгах…

Рукописные партизанские журналы хранили с важными документами и старательно наполняли фактами вместе с рассказами о быте, сражениях, героях. Самодельные «книги» оживляли рисунками и неизменным юмором. Передавая из рук в руки, их читали для поднятия духа с надеждой на скорую победу.
САТИРА И ЮМОР НИКОЛАЯ ГУРЛО
В июне 1941 года армия вермахта стремительно наступала на Советский Союз. Буквально за несколько дней после начала войны бомбардировщики люфтваффе превратили Минск в руины. Город, захваченный немцами, пожирало пламя…

«Бродя по пепелищам, Гурло поклялся никогда не прощать и мстить фашистам. Как один из многих советских патриотов с первых же дней войны он начал вести борьбу с фашизмом». Так в журнале №1 «Партизанская борьба» отряда имени М.И.Калинина бригады имени газеты «Правда», датированном октябрем 1943 года, начинается боевая биография белорусского художника и участника Великой Отечественной войны Николая Гурло.
Справочно: Николай Васильевич Гурло родился 15 мая 1914 года в городе Каменское (Днепропетровская область). Художник-график. Член Белорусского союза художников. Работал в области плаката и книжной иллюстрации. Сотрудничал с белорусскими журналами и газетами. Участник партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Награжден орденом Красной Звезды, медалями, Почетной грамотой Верховного Совета БССР. Умер 4 сентября 1980 года.


С начала войны и по 1943 год Николай Гурло вел активную антифашистскую борьбу в составе минской подпольной группы «Татьяна», затем – в рядах партизан. Период его работы в подполье до прихода в отряд подробно изложен в статье «Отомстить фашистам» под рубрикой «Наши герои».
«Он достает радиоаппарат и, получая сводки с фронта, распространяет их среди населения Минска. Живя около лагерей военнопленных, связывается через надежных людей с бывшими бойцами, командирами, политработниками Красной Армии и многим из них устраивает побег из фашистского плена. Много работает в обеспечении документами советских патриотов».

Фрагмент журнала №1 «Партизанская борьба» отряда имени М.И.Калинина бригады имени газеты «Правда», октябрь 1943 года
Портрет Николая Гурло, нарисованный его дочерью Ниной, 1994 год
Николай Гурло держал связь с партизанской группой, которая действовала в районе Логойска (Минская область). Через своего отца и связного со сводками Совинформбюро передавал партизанам оружие. В одной из таких поездок отец Гурло погиб от руки предателя, а весной 1943 года вместе с братом арестовали самого Николая.

По дороге на каторгу в Германию он помог бежать двум десяткам человек, вырваться от рук фашистов удалось и ему самому. В начале июня 1943 года Николай Гурло попал в партизанский отряд, где как боец и художник продолжил борьбу против оккупантов.
Подготовка номера журнала "Мститель", 1944 год. Справа - Николай Гурло. Фото из архива музея
Более ста зарисовок и галерея портретов боевых товарищей – работы Гурло составляют уникальную художественную летопись жизни и борьбы партизан. Весомая часть военного творчества художника – сатирическая графика.
Самобытный белорусский художник Николай Гурло зарекомендовал себя мастером политической и бытовой сатиры на страницах рукописных журналов №1 «Вперёд» и №2 «Мститель» бригады имени газеты «Правда».
Карикатуры и комиксы Николая Гурло наполнены и юмором, и яркой фантазией, и горечью, и надеждой. Сплав литературы и изобразительного языка усиливает изобличительно-сатирическое направление его зарисовок.
Фото из архива музея
Художественно-образное отражение истории партизанской войны присутствует в каждом рукописном журнале. Репортажная графика – это еще и страницы судеб белорусских художников, в чью жизнь вошла война.
Партизанские рукописные книги содержат более трех тысяч иллюстраций. Они выполнены самодеятельными художниками и профессионалами, среди них Генрих Бржозовский, Сергей Романов, Владимир Суховерхий и Николай Гурло.
В редакции журнала "Вожык". За столом второй слева - Николай Гурло, 1958 год. Фото из архива музея
После войны Николай Гурло продолжил творческую деятельность. На протяжении 35 лет он был одним из ведущих иллюстраторов журнала сатиры и юмора «Вожык», на страницах которого проявил себя мастером политической и бытовой сатиры.
Литературно-художественный журнал №1 «Вперед», апрель 1944 года
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателей и только со ссылкой на источник: www.belta.by
© Белорусское телеграфное агентство, 2018
© Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, 2018
Left
Right