11
Records were made wherever and whenever possible – in dugouts, between the battles, on wallpaper, exercise books, office books…

Handwritten partisan journals were kept together with important documents. They contained facts and figures interspersed with stories about the daily grind, battles and heroes. Handmade 'books' were pepped up by pictures and unfailing sense of humor. They were circulated to raise morale. They were read to draw strength.

PAGE
"On 18 May 1944 during the retreat from the superior German troops, being in a dead-end situation, the Bolshevik Partisan Unit threw a journal and the documents of Company No. 3 in the river between the villages of Pristan and Kobylichi. Later on, the papers were retrieved, dried out and brought back to life."
RECORD EVERYTHING DOWN AND SAVE.
HOW PARTISANS SAVED HANDWRITTEN JOURNALS
This fact was recorded by A. Baturchik in the supplement to journal No. 1 of the Bolshevik Unit of Belarus Brigade. Partisans had to survive in the harsh conditions of the war. So did their handwritten journals. When encircled, partisans would bury them in ammunition boxes or throw them in lakes or rivers and hope that the paper would survive everything...
Amateur art of partisans, Belarus Brigade. Photo from the museum's archives
Interesting is the story of creation and salvation of the whole collection of Kutuzovets handwritten journals of the Mikhail Kutuzov Unit of Minsk Partisan Brigade No. 2. The events were inextricably linked to the life of the spouses Didenko, Grigory and Zinaida.
Kutuzovets journal of the Mikhail Kutuzov Unit of Minsk Partisan Brigade No. 2., 1944
Grigory Didenko was born in the city of Kurgan, Karaganda Region, in 1917. Before the war he attended Voronezh State Drama School, and then was drafted to the army. He was enlisted in the song and dance company of the border troops of the BSSR NKVD together with his elder brother Piotr. Grigory emceed concerts and recited poetry.
In June 1941 the company was on a tour in Vilnius. Grigory Didenko wrote affectionate and touching letters to his beloved wife who was about to deliver.
Song and Dance Company of the Border Troops of the People's Commissariat for Internal Affairs (NKVD) of the BSSR. Photo from the museum's archives
Grigory Didenko and Piotr Didenko. Photo from the museum's archives
"My dear angel, you will be reading this letter in a maternity house getting ready to give birth to a baby boy or a baby girl. My dear Zina, maybe you will already be a mother by this time? My thoughts are with you now. I wish I were there…"

Excerpt from Grigory Didenko's letter to his wife, 1 June 1941
Baby girl Alla was born two weeks before the war… On 22 June 1941 the company found itself in the enemy rear. The artists decided to cross the frontline in small groups. Grigory Didenko managed to make it to Minsk to see his wife and daughter.
Didenko family. Bialystok, 1941. Photo from the museum's archives
Friends of Grigory Didenko helped him get a temporary passport and find a job. In February 1943 the Didenko family joined the Mikhail Kutuzov Unit of Minsk Partisan Brigade No. 2. Upon the initiative of the talented artist, a small music group was set up at the unit to raise the morale of the comrades-in-arms.
Partisans of the Gastello Unit are taking a break, spring 1943. Photo from the museum's archives
"Partisans, commanders and political workers of the unit! At the initiative of the commander, a decision was taken to make a book of stories, essays and recollections of life and combat activities of the Mikhail Kutuzov Unit. Only with active participation of all the partisans can we fully display all the combat operations of the unit. Write about your assignments, about the best people of the unit. Submit your materials to the editorial board."

Excerpt from the Kutuzovets journal of the Mikhail Kutuzov Unit, Issue No.1, Minsk Partisan Brigade No.2, 1944
Grigory Didenko and his comrades were also engaged in the publication of the Kutuzovets journal. All in all, it ran 13 issues. The journal narrated about the deeds, fates and daily life of the partisan unit: Spring Sowing, Healthcare Unit, Death of the Patriot, Demolition Men and others. Songs and lyrics by Grigory Didenko were regularly published in the journal.
Editors even asked for reader feedback about the journal content in the 5th issue.
"Your journal Kutuzovets has made a great impression on me both in terms of its content and design ..."

"Your journal tells the truth about our life and fight in the rear of the enemy. It educates us, the partisans, in the spirit of commitment and love for our homeland..."


Excerpts from the feedback to the Kutuzovets journal of the Mikhail Kutuzov Unit, Issue No.5, Minsk Partisan Brigade No.2, 1944
Shortly before Belarus was liberated, Minsk Partisan Brigade No.2 was trapped in a Nazi encirclement. The Didenko couple wrapped the published journals in sackcloth and buried them in the forest. After the partisans reunited with the Red Army the handwritten documents were extracted from the stash and sent to the Belarusian partisan movement HQ. Nine remaining issues of the journal were handed over to the Great Patriotic War Museum in 1945.
Years later Zinaida Didenko recalled those hard days. The Nazi drove the partisans into a swamp where they had to stay for three days. Zinaida had to hold her three-year-old daughter above her head. Fortunately, bitten by mosquitoes and hungry, the daughter survived…
After Belarus was liberated, the Didenkos came back to Minsk where they worked in the Belarusian State Philharmonic. In 1947 Grigory Didenko became a standup comedian in the Belarusian State Variety Show. In 1963 he was awarded the title of Merited Artist of the BSSR. For 25 years he remained one of the prominent figures on the Belarusian stage.
The Didenko couple and their daughter Alla, 19 May 1945. Photo from the museum's archives
Grigory Didenko and Zinaida Velikanova. Photo from the museum's archives
Variety show playbill
Clipping from an article, 1968
Journals handwritten by Belarusian partisans hold a mirror up to life in the years of war. They describe the fate of the people who endured defeat and took joy in combat victories. They loved and lived hand in hand with hope and faith. Many were ruthlessly mangled by the war just like these paper pages but they persevered.
Handwritten partisan journal Kutuzovets, Issue No. 5, 1944
The website assets or a selection of assets, parts of the design and the layout can be used only upon authorization of the copyright holder and with reference to the source: www.belta.by
© BelTA News Agency, 2018
© Belarusian State Museum of History of the Great Patriotic War, 2018
Left
Right
Made on
Tilda

11
СТРАНИЦА
Их писали везде, где могли, в землянках, в перерывах между боями – на обоях, в ученических тетрадях, канцелярских книгах…

Рукописные партизанские журналы хранили с важными документами и старательно наполняли фактами вместе с рассказами о быте, сражениях, героях. Самодельные «книги» оживляли рисунками и неизменным юмором. Передавая из рук в руки, их читали для поднятия духа с надеждой на скорую победу.
«18 мая 1944 года, во время отступления от превосходящих сил немецко-фашистских войск и пребывания в безвыходном положении, в реке между Пристанью и Кобыличами вместе с документами 3-й роты был затоплен журнал партизанского отряда «Большевик», после чего был извлечен, просушен и пущен в жизнь».
НАПИСАТЬ И СОХРАНИТЬ –
КАК СПАСАЛИ РУКОПИСНЫЕ ЖУРНАЛЫ
Такой факт экстремального спасения партизанского журнала зафиксировал редактор А.С.Батурчик в приложении к журналу №1 отряда «Большевик» бригады «Беларусь». Как и их создателям, рукописным книгам приходилось «выживать» в жестких условиях войны. Оказавшись в блокаде, партизаны закапывали их в землю в ящиках от патронов и снарядов или топили в водоемах. Оставалось только надеяться, что бумаги «выживут»…
Самодеятельность партизан бригады «Беларусь». Фото из архива музея
Достойна внимания также история создания и спасения целой коллекции рукописных журналов «Кутузовец» из отряда им. М.И.Кутузова 2-й Минской партизанской бригады. События неразрывно связаны с жизнью супругов Диденко, Григория и Зинаиды.
Журнал «Кутузовец» отряда имени М.И.Кутузова 2-й Минской партизанской бригады, 1944 год
Григорий Васильевич Диденко родился в городе Курган Карагандинской области в 1917 году. Перед войной он учился в Воронежском государственном театральном училище, после был призван в армию. Военную службу проходил в Ансамбле песни и танца погранвойск НКВД БССР вместе со старшим братом Петром. Руководство ансамбля доверило Григорию Васильевичу ведение концертов и чтение стихов.
В июне 1941-го ансамбль находился на гастролях в столице Литовской ССР Вильнюсе. Григорий Васильевич писал трогательные и нежные письма любимой жене, которая буквально на днях должна была родить.
Военнослужащие Ансамбля песни и танца погранвойск НКВД БССР. Фото из архива музея
Г.Диденко и П.Диденко. Фото из архива музея
«Миленькая моя голубочка, это письмо ты будешь читать уже в родильном доме в ожидании сына или доченьки. Зинуленька, а может быть, при получении этого письма будешь уже мамой?.. Я в эти минуты, голубонька, еще ближе с тобой рядом нахожусь, ты только не видишь меня...»

Фрагмент письма Г.Диденко жене, 1 июня 1941 года
Дочь Алла родилась за две недели до начала войны... 22 июня 1941 года ансамбль фактически оказался во вражеском тылу. Артисты решили небольшими группами перейти линию фронта. Григорию Диденко удалось добраться до Минска к своей маленькой семье.
Супруги Диденко. Белосток, 1941 год. Фото из архива музея
Друзья Григория Васильевича помогли ему получить в Минске временный паспорт и устроиться на работу. А в феврале 1943-го семья Диденко влилась в ряды отряда имени М.И.Кутузова 2-й Минской партизанской бригады. По инициативе талантливого артиста в отряде был создан небольшой ансамбль. Его участники словом и песней поднимали боевой дух товарищей.
Партизаны отряда им.Гастелло на отдыхе, весна 1943 года. Фото из архива музея
«Товарищи партизаны, партизанки, командиры и политработники отряда! По инициативе командира при отряде будет создана книга рассказов, очерков и воспоминаний из жизни и боевой деятельности партизанского отряда им.Кутузова… Только при активном участии всех партизан мы сможем полностью отобразить все боевые дела отряда, пишите о своих боевых делах, о лучших людях. Подавайте материалы в редакцию».

Фрагмент журнала «Кутузовец» №1 отряда имени М.И.Кутузова 2-й Минской партизанской бригады, 1944 год
Диденко с товарищами занялись также выпуском журнала «Кутузовец». Свет увидели 13 номеров. На его страницах образно и в разных жанрах отображались подвиги, судьбы и повседневная жизнь отряда: «К весеннему севу», «Санчасть», «Смерть патриота», «Подрывники» и др. Регулярно публиковались куплеты, песни и лирические строки авторства Григория Диденко.
И говорит лисе такие волк слова:
– Решил я выступить на льва.
– На льва-а-а? – лиса переспросила
И низко хвост свой опустила…


Фрагмент басни «На льва» в журнале «Кутузовец» №5 отряда имени М.И.Кутузова 2-й Минской партизанской бригады, 1944 год
«Партизанские ребята –
Все герои смелые.
Крепко любят их девчата.
Что же тут поделаешь».


Частушки Г.Диденко в журнале «Кутузовец» №5 отряда имени М.И.Кутузова 2-й Минской партизанской бригады, 1944 год
Редакция рукописного издания даже установила обратную связь с читателем, разместив в пятом номере просьбу писать отзывы о журнале.
«Прочитавши Ваш журнал «Кутузовец», в нас остались замечательные впечатления как по содержанию, так и по оформлению...»

«Ваш журнал очень правильно освещает нашу жизнь и борьбу в тылу врага, он воспитывает нас – партизан – в духе преданности и любви к своей родине...»


Фрагменты отзывов партизан о журнале «Кутузовец» №5 отряда имени М.И.Кутузова 2-й Минской партизанской бригады, 1944 год
Незадолго до освобождения Беларуси 2-я Минская бригада попала в блокаду. Супруги Диденко упаковали выпущенные номера журнала в мешковину и закопали в лесу. После соединения с Красной Армией рукописи извлекли из тайника и отправили в Белорусский штаб партизанского движения. В 1945-м девять сохранившихся номеров передали в музей Великой Отечественной войны.
Спустя годы Зинаида Диденко вспоминала это тяжелое испытание. Фашисты загнали партизан на три дня в болото. Трехлетнюю дочурку Зинаида Петровна держала над головой. Искусанная насекомыми и изголодавшаяся дочь, к счастью, осталась жива…
После освобождения Беларуси Диденко вернулись в Минск, где работали в Белгосфилармонии. В 1947-м в трудовой книжке Григория Васильевича появилась запись «Артист разговорного жанра Белгосэстрады», а в 1963-м он удостоен почетного звания «Заслуженный артист БССР». Четверть века, по 1972 год, Диденко был одной из знаковых фигур белорусской эстрады.
Супруги Диденко с дочерью Аллой, 19 мая 1945 года. Фото из архива музея
Г.Диденко и З.Великанова. Фото из архива музея
Программа вечера эстрады
Вырезка из статьи, 1968 год
Рукописные журналы партизан – зеркало военных лет. В них – судьбы людей, которые стойко переносили боль поражений, радовались боевым успехам. Они любили и жили надеждой и верой. Многих война безжалостно потрепала, как и бумажные страницы, но они выстояли.
Рукописный партизанский журнал «Кутузовец» №5, 1944 год
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателей и только со ссылкой на источник: www.belta.by
© Белорусское телеграфное агентство, 2018
© Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, 2018
Left
Right
Made on
Tilda