23
Records were made wherever and whenever possible – in dugouts, between the battles, on wallpaper, exercise books, office books…

Handwritten partisan journals were kept together with important documents. They contained facts and figures interspersed with stories about the daily grind, battles and heroes. Handmade 'books' were pepped up by pictures and unfailing sense of humor. They were circulated to raise morale. They were read to draw strength.

PAGE
DERYABIN'S SQUAD
Another arrest, torture, beating to make him rat out his comrades... This time, Vladimir Deryabin escaped death by sheer luck. Someone started shooting from the forest. The polizei jumped into their cars and rushed out of the village.
"Volodya was arrested six times. But nothing broke his determination to fight the enemy. He would break out from prisons and take up arms again. Brave, fearless and courageous in battle," the partisans would write about their unit commander in the Iskra journal, Razgrom Brigade, Issue No. 1, October 1943.
Vladimir Deryabin took charge of the partisan unit, which would be known as Volodya's squad, in the spring of 1942. The Iskra partisan unit would kill and injure thousands of German soldiers and officers, derail dozens of enemy trains and blow up dozens of bridges. But it would be later. In the early days of the war, Volodya Deryabin served as a gunsmith near Vilnius (Lithuanian SSR). Together with the Red Army he retreated to the East. After being wounded near Molodechno he settled in Berezino District to engage in underground activities and train his partisan squad…
For reference: Vladimir Deryabin was born in Samara province, Russia in 1918. An orphan. He was in an orphanage until 1937. From 1937 to 1941 he worked as a mechanic at a steam locomotive factory in Tashkent. In 1939 he was drafted to the Workers' and Peasants' Red Army. Before the war, he was a gunsmith in the infantry school in Vilnius.

From combat performance review of Vladimir Deryabin, commander of the Iskra partisan unit of the Razgrom Brigade
Photo from the museum's archives
In Minsk Oblast Vladimir Deryabin sought for like-minded people, collected and hid weapons in the forest, and distributed Sovinformburo news bulletins among local residents. As Nazis intensified their raids into villages, it became too dangerous to stay there. So Volodya joined partisans.
"It was Kuskov's first organized partisan unit. Volodya was in charge of getting food supplies. However, he wanted to go into action. After all, his comrades who stayed in the villages waited for him to set up their own partisan unit. After staying with Kuskov's partisan unit for some time, Volodya started preparing for combat activities."

Excerpt from the Iskra journal, Razgrom Brigade, Issue No. 1, October 1943

During the entire winter of 1941–1942 Vladimir Deryabin was busy with organizational matters. He wanted to start an armed fight against the Nazis in early spring. He set up groups and sent them to former battlefields to collect weapons, munitions and gear. Those rusty and broken 'trophies' were brought back into service by a team of gunsmiths led by Volodya Deryabin.
The new partisan unit named Iskra was established on 3 May 1942. Vladimir Deryabin became its commander. In October 1942 the unit made part of the Razgrom Brigade.
"Belarusian people know and love Volodya's squad. Vile Hitlerites know it and hate it. Gestapo offered a 10,000 Deutsche mark bounty for delivering a scout from Vladimir's unit dead or alive. Both other partisans and local residents willingly help the partisan unit in everything. This respect has been earned by its commanding officer."

Excerpt from the Iskra journal, Razgrom Brigade, Issue No. 1, October 1943
Photo from the museum's archives
The Iskra partisan unit was the most ethnically diverse featuring Ukrainians, Uzbeks, Kazakhs, Kyrgyz, Bulgarians, Armenians… Representatives of 28 nationalities lived and fought the enemy as a tightly-knit force.
Groups of saboteurs and demolition specialists started working as soon as the partisan unit became operational. Uzbek Gantai Tashniyazov was an exemplary fighter. "He became a demolition specialist thanks to his businesslike attitude, courage, and decisiveness to accomplish a mission under any circumstances. He destroyed a Nazi train, which was on the way to the frontline. He did outstandingly well in a firefight with an enemy convoy of trucks on the motorway where he acted in a courageous and unhesitating manner. He burned down a warehouse for gasifiers," reads the journal written by his fellow partisans.
Gantai Tashniyazov helped educate many valiant partisan saboteurs. A group led by him derailed seven enemy trains, destroyed eight steam engines and 76 railway cars, killed 456 and wounded 583 Nazi soldiers and officers. For his combat accomplishments Gantai Tashniyazov was put forward for a decoration.
Photo from the museum's archives
"There was an armored workshop in our unit. We used barrels of Russian rifles to make machine guns and round steel to forge blocks. The action spring was made from steel wire removed from tires. One day we decided to use guns from shot-up tanks to make our own artillery."

From Vladimir Deryabin's recollections
Photo from the museum's archives
The gun was removed from a light Soviet tank. It had no lock and the locals helped find it. Local blacksmiths helped with the repairs. The gun was erected on seeder wheels. In winter a special sledge was used.
From Vladimir Deryabin's recollections:

"On 1 July 1944 we met tankmen of the 3rd Belarusian Front near the village of Zabashevichi, Borisov District and got an order to travel to Minsk. Our unit took part in the victory parade of partisans on 16 July 1944".
Reference: The Iskra unit started out from 20 fighters in 1942 to comprise more than 300 people in 1944. Eleven percent of the partisan unit received government awards in recognition of their courageous military activities.
Vladimir Deryabin with wife Nina and son Volodya, May 1946
In September 1942 Vladimir Deryabin was awarded the Lenin Order for valor, the medals To Partisan of the Patriotic War 1st Class and 2nd Class, and the medal For Victory over Germany in the Great Patriotic War 1941–1945. Vladimir Deryabin settled in Belarus after the war. He passed away in 2000.
Vladimir Deryabin's recollections were recorded ahead of the celebrations of the 20th anniversary of the liberation of Belarus from the Nazis. The family donated them, together with the documents, personal items and photos, to the museum.
Iskra journal, Issue No. 1, Razgrom Brigade, October 1943
To be continued...
The website assets or a selection of assets, parts of the design and the layout can be used only upon authorization of the copyright holder and with reference to the source: www.belta.by
© BelTA News Agency, 2018
© Belarusian State Museum of History of the Great Patriotic War, 2018
Left
Right

23
СТРАНИЦА
Их писали везде, где могли, в землянках, в перерывах между боями – на обоях, в ученических тетрадях, канцелярских книгах…

Рукописные партизанские журналы хранили с важными документами и старательно наполняли фактами вместе с рассказами о быте, сражениях, героях. Самодельные «книги» оживляли рисунками и неизменным юмором. Передавая из рук в руки, их читали для поднятия духа с надеждой на скорую победу.
«ВОЛОДЬКИН ОТРЯД»
КОМАНДИРА ДЕРЯБИНА

Снова арест, пытки, удары и требования выдать товарищей... И на этот раз от смерти Владимира Дерябина спас случай: из леса кто-то стрелял. Полицаи вскочили в машины и рванули из деревни…
«Шесть раз подвергался Володя арестам. Но ничто не сломало его решительность биться с врагом. Выходя или убегая из-под ареста, он снова брался за дело… Отважный, бесстрашный и смелый в боях», – напишут бойцы о своем командире отряда в литературно-художественном журнале №1 «Искра» бригады «Разгром» (Минская область), датированном октябрем 1943 года.
Партизанское формирование, которое прославится как Володькин отряд, Владимир Дерябин возглавит весной 1942 года. На боевом счету партизан отряда «Искра» будут тысячи убитых и раненых немецких солдат и офицеров, десятки спущенных под откос вражеских эшелонов и подорванных мостов… Но всё это будет позже, а в первые дни войны Володя Дерябин находился под Вильнюсом (Литовская ССР), где служил в должности оружейного мастера. Вместе с частями Красной Армии с боями он отходил на восток. После ранения под Молодечно обосновался в Березинском районе, где вел подпольную деятельность и готовил свой партизанский отряд…
Справочно: Дерябин Владимир Павлович родился в 1918 году в Самарской губернии (Россия). Сирота. До 1937 года воспитывался в детском доме. С 1937 по 1941 годы работал слесарем на паровозоремонтном заводе в Ташкенте. В 1939 году призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). До войны служил в Виленском пехотном училище в должности оружейного мастера.

Из боевой характеристики командира партизанского отряда «Искра» бригады «Разгром» Владимира Дерябина
Фото из архива музея
В Минской области Владимир Дерябин искал единомышленников, собирал и прятал в лесу оружие, распространял среди сельских жителей сводки Совинформбюро о положении на фронтах. Когда из-за частых визитов полицаев показываться в деревнях стало опасно, Володя ушел к партизанам.
«Это был первый организованный партизанский отряд Кускова. Там ему поручили доставать продовольствие. Володя искал боевых подвигов. К этому его звали и товарищи, оставшиеся в деревнях и ожидавшие его для организации своего партизанского отряда. Побыв немного в отряде Кускова, Володя начал подготовку к боевой партизанской деятельности».

Фрагмент литературно-художественного журнала №1 «Искра» бригады «Разгром», октябрь 1943 года

Всю зиму 1941–1942-го Дерябин проводил организационную работу, чтобы с наступлением весны выйти с оружием в руках на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Он формировал группы и направлял их в районы, где ранее происходили бои – его товарищи собирали оружие, боеприпасы и снаряжение. Добытые трофеи были ржавыми и неисправными. Под руководством оружейного мастера Володи Дерябина их приводили в рабочее состояние.
Организационные работы по созданию партизанского отряда были завершены 3 мая 1942 года. Его назвали «Искра». Владимир Дерябин стал командиром отряда. В октябре 1942-го «Искра» вошла в состав бригады «Разгром».
«Володькин отряд знает и любит белорусский народ, его знают и ненавидят подлые гитлеровцы. За разведчика Володькиного отряда гестапо назначило 10 000 марок тому, кто доставит его живого или мертвого. Как среди партизан, так и среди местного населения отряду охотно помогают во всем. Этот почет есть заслуга командира».

Фрагмент литературно-художественного журнала №1 «Искра» бригады «Разгром», октябрь 1943 года
Фото из архива музея
Отряд «Искра» был самым многонациональным среди партизанских отрядов Беларуси. Украинцы, узбеки, казахи, киргизы, болгары, армяне… В одном строю в отряде шли представители 28 национальностей, которые жили и боролись с врагом одной дружной силой.
С первых дней деятельности партизанского формирования начали работу группы диверсантов-подрывников. В состав одной из них вошел узбек Ташниязов Гантай. «Туда он попал за свою деловитость, смелость, решительность выполнить порученное дело при любых обстоятельствах. Он разгромил фашистский поезд, который ехал на фронт. Отличился в разгроме вражеской автоколонны на шоссе, где действовал отважно и решительно, сжег склад для газогенераторов», – напишут бойцы в партизанском журнале.
Ташниязов Гантай воспитал многих отважных партизанских диверсантов. Группа под его руководством спустила под откос 7 эшелонов врага, бойцами уничтожено 8 паровозов и 76 вагонов, убито 456 и ранено 583 фашистских солдата и офицера. За боевые заслуги командование отряда представило Гантая к правительственной награде.
Фото из архива музея
«В нашем отряде была организована оружейная мастерская… автоматы изготавливались из ствола нашей русской винтовки. Затвор отковывался из круглой стали, а боевая пружина делалась из стальной проволоки, которую извлекали из автомобильных покрышек… Как-то у нас появилась заманчивая идея – обзавестись своей артиллерией. Подумали и решили использовать для этого пушки из-под танков, повреждённых во время боёв».

Из воспоминаний Владимира Дерябина
Фото из архива музея
Пушка была снята с лёгкого подбитого советского танка. Замка не было. Его нашли с помощью местных жителей. Ремонт помогли сделать деревенские кузнецы. Пушку устанавливали на колёса колхозной сеялки, а зимой – на специальные сани.
Из воспоминаний Владимира Дерябина:

«1 июля 1944 года в районе дер. Забашевичи Борисовского района мы встретились с танкистами 3-го Белорусского фронта, получили приказ прибыть в Минск. Наш отряд 16 июля 1944 года принял участие в победном параде партизан».
Справочно: Организованный из 20 бойцов в 1942 году отряд «Искра» в 1944-м насчитывал более 300 человек. За мужественную и отважную боевую деятельность 11 процентов личного состава партизанского формирования представлено к правительственным наградам.
В.П. Дерябин с женой Ниной Павловной и сыном Володей, май 1946 года
За смелость и отвагу Владимир Дерябин в сентябре 1942 года представлен к ордену Ленина. Он награжден медалями «Партизану Отечественной войны» I и II степеней, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После освобождения остался жить в Беларуси. Умер в 2000 году.
Воспоминания Владимира Павловича Дерябина были написаны в преддверии празднования 20-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Вместе с документами, предметами и фотоснимками они были переданы в музейный фонд.
Литературно-художественный журнал №1 «Искра» бригады «Разгром», октябрь 1943 года
Продолжение следует...
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателей и только со ссылкой на источник: www.belta.by
© Белорусское телеграфное агентство, 2018
© Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, 2018
Left
Right