31
СТРАНИЦА
Их писали везде, где могли, в землянках, в перерывах между боями – на обоях, в ученических тетрадях, канцелярских книгах…

Рукописные партизанские журналы хранили с важными документами и старательно наполняли фактами вместе с рассказами о быте, сражениях, героях. Самодельные «книги» оживляли рисунками и неизменным юмором. Передавая из рук в руки, их читали для поднятия духа с надеждой на скорую победу.
Профессор Гуторов о «Борьбе и творчестве
народных мстителей»

"Впервые мы увидели ее на запасной базе партизанского отряда им. Щорса Выгоничского района. Мать ее была женой летчика и пряталась от немецких оккупантов. Людочке было 5‑6 лет. Она всегда встречала нас песенкой про комиссара…

Прошла фашистская орда, и на одной из просек леса среди убитых женщин и детей я распознал свою знакомую певунью. Она лежала, сгорбившись, бочком, слегка раскинув свои маленькие ручонки. Ее головка у виска была проломлена немецким автоматом…

Недалеко рвались снаряды немецкой пушки. Им отвечали наши минометы. Мы направлялись с автоматчиками в тыл врага. В глазах стояли образы растерзанных германцами детей, а в ушах звучал знакомый детский голос…"


Свои воспоминания о Великой Отечественной войне Иван Васильевич Гуторов изложит в книге «Борьба и творчество народных мстителей» уже в мирное время. Она будет опубликована в 1949 году, а после кандидат филологических наук получит звание профессора.
Многие годы Иван Гуторов изучал партизанский фольклор: эта тема, разбавленная личными воспоминаниями, стала основой изданной им книги. В «Борьбу и творчество народных мстителей» вошли в том числе и фрагменты рукописных журналов партизанских формирований Минской области. Автору их предоставили сами бойцы. В 2011 году семь уникальных партизанских книг пополнили коллекцию фондов музея истории Великой Отечественной войны, куда их передала дочь Гуторова уже после смерти отца.
Справочно: Иван Васильевич Гуторов родился в 1906 году в деревне Волковка Мстиславского района Могилевской области. Литературовед и фольклорист. Член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси (1953), доктор филологических наук (1949), профессор (1949). Участник Великой Отечественной войны. Автор свыше 150 научных работ. Награжден орденами Красного Знамени, Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями. Умер 8 февраля 1967 года.
Интерес Ивана Гуторова к партизанскому фольклору был отнюдь не случайным. В действующую Красную Армию он вступил добровольно 7 июля 1941 года, был комиссаром 356-го полка, старшим инструктором политотдела по работе среди войск и населения противника. Воевал против фашистских захватчиков в тылу врага в партизанских лесах Брянщины. Именно там он почерпнул для своей работы частушки и песни, стихи и походные марши, которые зачастую сочинялись буквально во время боевых операций.

Партизанское творчество прежде всего свидетельствует о том, что, несмотря на все чудовищные злодеяния и кровавые расправы фашистов, народ идейно оставался непобедим и продолжал там, в глубоком тылу, создавать патриотические произведения
— напишет Иван Гуторов в своей книге.
«Не менее была важна функция партизанского фольклора в боевой обстановке. С одной стороны – это был подневольный крик души, с другой – горячий призыв к борьбе и мести. Партизанское творчество выполняло роль популяризатора правды в тылу врага в Советском Союзе, правды о борьбе и успехах Красной Армии и всего народа за освобождение нашей земли. Партизанский фольклор поднимал боевой дух, вдохновлял на подвиги во имя Родины. Распространялся он через партизанские газеты, рукописные журналы, листовки, во время отдыха после тяжелых боев в глубоких лесных базах».

Фрагмент из книги И.Гуторова «Борьба и творчество народных мстителей»
Самыми распространенными жанрами партизанского творчества были песни ‑ лирические, сатирические, походные, героико-эпические сказания, частушки, описания подвигов и карикатуры на гитлеровцев. Не обходили бойцы стороной и предателей: старост, немецких охранников и старшин.
С 1942 года партизанское движение стало массовым явлением. Бойцы в тылу врага отвоевывали у врага целые партизанские районы. Образовывались партизанские зоны. Эти территории называли «малой советской землей». Анализируя партизанское творчество, Гуторов отметит, что с ростом партизанского движения все чаще появляются мотивы уверенности в победе. Причем не только в произведениях самих партизан, но и в творчестве мирного населения, с которым общались бойцы.
Фото из архива музея
Исключительную роль в популяризации партизанского творчества также играли созданные в некоторых формированиях партизанские ансамбли из талантливых певцов, рассказчиков, танцоров и гармонистов. А сама гармонь, даже в самые тяжелые моменты, во многих формированиях была обязательным атрибутом партизанской жизни:
Обычно после удачной операции мы устраивали в деревне политико-агитационную вечеринку с песнями и уезжали в свои лесные станы. Гармонь поэтому была всегда с нами. Песни иногда сочиняли сами на конкретные темы. Был, например, такой случай: из деревни Саврасовка мы убрали немецкого старшину. До лагеря было 8-10 километров. Когда отъехали от деревни, кто-то попросил сыграть «Барыню», и тут же один из партизан пропел старые дореволюционные частушки в совершенно новой, так сказать, партизанской интерпретации…
Из воспоминаний Ивана Гуторова
В своей книге «Борьба и творчество народных мстителей» профессор Гуторов напишет, что произведения партизанских авторов интересны главным образом как материалы живой истории. Они насыщены конкретными фактами борьбы, проникнуты жгучей ненавистью к врагу, безграничной преданностью Родине. И во многом именно партизанский фольклор дает широкое представление об истории и формах всеобщей народной борьбы против немецких захватчиков.
Рукописный журнал №2 "Партизан Отечественной войны", декабрь 1943 года
Продолжение следует...
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателей и только со ссылкой на источник: www.belta.by
© Белорусское телеграфное агентство, 2018
© Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, 2018
Left
Right