СТРАНИЦА
10
Их писали везде, где могли, в землянках, в перерывах между боями – на обоях, в ученических тетрадях, канцелярских книгах…

Рукописные партизанские журналы хранили с важными документами и старательно наполняли фактами вместе с рассказами о быте, сражениях, героях. Самодельные «книги» оживляли рисунками и неизменным юмором. Передавая из рук в руки, их читали для поднятия духа с надеждой на скорую победу.
В октябре 1941 года редакция газеты «Комсомольская правда» получила извещение от командира части, к которой был прикомандирован военный корреспондент Михаил Ананьин. Сообщалось, что он погиб под Вязьмой во время вражеского налёта. Но, как оказалось, произошла ошибка: корреспондент Ананьин не погиб, а был тяжело ранен и попал в плен...
ВОЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
МИХАИЛ АНАНЬИН
М.П. Ананьин, 1941 г. Фото из архива музея
В новой серии «Партизанской летописи» представляем первый номер машинописно-рукописного журнала 3-й Минской партизанской бригады «Народный мститель», датированный сентябрем 1943 года. Журнал поступил в музейные фонды в 1953 году от Михаила Петровича Ананьина – того самого фотокорреспондента, на которого в редакцию «Комсомолки» в далеком 1941-м пришла похоронка…
Снимки с подписью «Фото М.Ананьина» в предвоенное время на страницах газеты «Комсомольская правда» появлялись достаточно часто. Война застала фотокорреспондента в Риге, куда он приехал по заданию редакции. Потом Михаил Ананьин стал военным корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте.
Фото из архива музея
В октябре 1941-го тяжелораненый Ананьин оказался в плену, где предпринял попытку побега… Не получилось – снова концлагерь, но уже в Минске. В декабре группу военнопленных повели на вокзал, где в суматохе при посадке в вагоны убежать всё-таки удалось. С этого момента жизнь Михаила Ананьина связана с минским подпольем.
«Тов. Ананьин М.П. пришёл к нам 6 декабря 1941 года из госпиталя военнопленных, тяжело раненный и измученный от голода и тех ужасных переживаний и издевательств, которым подвергали его… Во все эти тяжелые дни, находясь с нами, он проявил исключительную смелость и находчивость…»

Из характеристики Ананьина М.П.
Весной 1942 года Михаил Ананьин вошёл в подпольную организацию, которая действовала на швейной фабрике им. Н.К.Крупской. А с весны 1943-го стал политруком роты и парторгом отряда им. К.Е.Ворошилова 3-й Минской партизанской бригады, где попадал под облавы, участвовал в боях и при любых обстоятельствах всегда сохранял самый дорогой партийный символ – партбилет.
«Работа в подполье каждый день осложнялась, и жить было невозможно. Тов. Ананьин в апреле 1943 г. совместно со своими товарищами достали себе оружие и ушли в белорусские леса в ряды народных мстителей… Шестнадцать месяцев Ананьин находился в партизанах. За это время он ещё раз показал свое мужество, преданность большевистской партии и Советской Родине».

Из характеристики Ананьина М.П.
Перед выходом на операцию. 1943 год. Фото из архива музея
Михаил Ананьин участвовал в четырех партизанских боях в районе Пуховичей и Шацка. Однажды около деревни Заречье немцы попытались захватить переправу через Птичь и открыли шквальный огонь по группе находившихся в засаде партизан. Политрук Ананьин был тяжело ранен, но остался на поле боя, удерживая переправу до прихода основных сил. В ноябре 1943 года командование бригады за личные боевые качества и заслуги представило Михаила Петровича к званию лейтенанта и награде – ордену Красного Знамени.
Впереди были ещё тяжелые бои за полное освобождение белорусской земли, серьёзное ранение летом 1944-го, полученное в районе деревни Липники, а после госпиталя – снова работа фотокорреспондентом в «Комсомольской правде».
После войны фотожурналист Михаил Петрович Ананьин стал членом Союза журналистов СССР, был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры БССР». В издательстве «Беларусь» вышли авторские альбомы фотохудожника «Брестская крепость-герой», «Хатынь», «Беловежская пуща», «Во имя жизни», которые принесли ему всесоюзное признание.
М.П.Ананьин. 1943 год. Фото из архива музея
Рукописные партизанские журналы – уникальный исторический источник: на страницах этих изданий публиковались постановления Верховного Главнокомандования, материалы Совинформбюро о важных событиях на фронтах и, конечно же, все, что касалось партизанского движения. Благодаря рукописным книгам мы имеем уникальную возможность представить себе, как, например, проходили партизанские митинги.
Получив сводку Совинформбюро от 8 сентября 1943 года о победе Красной Армии и её союзников – полном разгроме фашистов на Донбассе и безоговорочной капитуляции Италии, партизаны спешат обсудить эти важные и радостные известия. Своеобразный сценарий этого события под названием «Наш митинг» подробно отражен в журнале:
Фотографии, сделанные Михаилом Ананьиным, являются одним из важных свидетельств партизанских митингов, собраний, планирования и обсуждения боевых операций.
Обсуждение боевой операции. 1943 год. Фото из архива музея
НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕМ
«…история ещё не знает такого массового истребления людей, какое учиняют немецко-фашистские захватчики. С чудовищной жестокостью глумятся они над беспомощностью стариков, их не останавливают с мольбой протянутые детские руки… В одном из обращений немецкого командования, найденном у убитого лейтенанта, говорится: «Убивай каждого русского советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семье и прославишься на веки…»

Фрагмент из журнала «Народный мститель» №1, 1943 год
С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто были свидетелями кровавых зверств фашистских палачей в Беларуси. Но память людская никогда не забудет этого. В журнале под названием «О зверствах фашизма» публикуются воспоминания партизан.
3 января 1943 года в село Рыбцы Руденского района Минской области приехал истребительный отряд. Тогда зверски убили 157 человек и сожгли их в хатах…
«Рассказывает партизанка нашего отряда Мотя Каспирович: «Сижу я в доме, заходит группа немцев. Мой шестимесячный Коля лежал в люльке, фашист убил его. Дочь семи лет Галя стала просить зверя: «Не стреляйте меня, дядя, я не виновата», – но фашист убил и ее. Сильно стала плакать и вторая дочь, трехлетняя Тома, фашист произвел автоматную очередь в голову девочке. Я в это время сидела на печи в ужасном страхе… Немец произвел автоматную очередь, ранил в руку и в бок. Считая меня убитой, палач, выходя из хаты, запалил ее. Я быстро выскочила во двор и спряталась…»

Фрагмент из журнала «Народный мститель» №1, 1943 год
Но от народа невозможно было скрыть истинную античеловеческую сущность фашизма, не помогало даже кощунственное использование религиозных надписей на амуниции врага — оно использовалось кровавыми безбожниками как оправдание своих злодеяний. Партизанское перо кратко и точно описывает настоящее обличье гитлеровских варваров.
«На поясе каждого немецкого солдата написано имя Бога. Этим самым Гитлер хочет прикрыть разбойничье лицо своей сатанинской безбожной армии… Места для богослужения, дома-церкви немцы сжигают, даже не вынося оттуда икон. Немцы заходят в церковь, не снимая головных уборов, нарушая все устои священной церкви…»

Фрагмент из журнала «Народный мститель» №1, 1943 год
Партизаны слушают сводку Совинформбюро. 1943 год. Фото из архива музея
Специфика условий, в которых создавались и публиковались рукописные партизанские журналы, обусловила неповторимое своеобразие каждого из них. Несмотря на то что в целом их идейно-тематическое содержание было подчинено вопросам организации боевых действий партизанских соединений и выполнению заданий командования, в журналах всегда находилось место и для таких, казалось бы, нетипичных жанров, как поэзия. Даже война не могла погасить в талантливых людях творческую искорку. Партизанский поэт-песенник Николай Иванович Федулин в сатирической и иронической форме представляет в своей пародии «Роммель на докладе у Гитлера после окончания компании в Африке» забавную интерпретацию важнейших мировых событий того времени. Эмоциональное воздействие на читателей из среды партизан было бесспорным.
В партизанском творчестве Николая Федулина поэтические строчки ложились не только на бумагу, но и на нотный стан. В яркой поэтической форме отразилась суть партизанской присяги
«26 июня 1943 года партизанский отряд «Пламя», имевший к этому времени лучшие из бригады боевые успехи, хорошо сколоченный коллектив партийно-комсомольской организации, в соответствии с генеральными указаниями тов. Сталина и Центрального штаба партизанского движения решением Межрайонного подпольного комитета КП(б)Б по Минской зоне сформирован в самостоятельно действующую партизанскую бригаду «Пламя» в составе отрядов: «Пламя», «Слава», «Победа» и отряда им. Чапаева… Крошечная диверсионная группка «Пламя» выросла в заслуженную перед Родиной партизанскую бригаду – «Пламя»…
Флаг
Боевые итоги народных мстителей, проявивших себя в боевых операциях, говорят сами за себя:
Имена павших навсегда останутся в памяти:
После войны Евгений Фёдорович окончил Высшую школу при ЦК КП(б)Б, работал заведующим транспортным отделом Минского обкома партии. Но судьба, к сожалению, отмерила ему очень короткий срок – он умер летом 1953 года, в неполных тридцать девять лет, и был похоронен на военном кладбище белорусской столицы… В нашем выпуске мы представляем предметы военной амуниции героя, поступившие в музейные фонды из семейного архива в октябре 1953 года:
Сегодня, по прошествии многих десятилетий не всегда можно полностью почувствовать атмосферу того трагического и героического времени. Поэтому самыми беспристрастными читателями и объективными критиками партизанских журналов были, прежде всего, сами бойцы. Именно партизаны были живыми свидетелями и участниками событий, бесценные воспоминания о которых история сохранила для нас в музейных фондах…
Рукописный партизанский журнал «Народный мститель» №1, 1943 год
Продолжение следует...
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателей и только со ссылкой на источник: www.belta.by
© Белорусское телеграфное агентство, 2018
© Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, 2018
Left
Right
Made on
Tilda