10
СТРАНИЦА
Их писали везде, где могли, в землянках, в перерывах между боями – на обоях, в ученических тетрадях, канцелярских книгах…

Рукописные партизанские журналы хранили с важными документами и старательно наполняли фактами вместе с рассказами о быте, сражениях, героях. Самодельные «книги» оживляли рисунками и неизменным юмором. Передавая из рук в руки, их читали для поднятия духа с надеждой на скорую победу.
В октябре 1941 года редакция газеты «Комсомольская правда» получила извещение от командира части, к которой был прикомандирован военный корреспондент Михаил Ананьин. Сообщалось, что он погиб под Вязьмой во время вражеского налёта. Но, как оказалось, произошла ошибка: корреспондент Ананьин не погиб, а был тяжело ранен и попал в плен...
ВОЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ МИХАИЛ АНАНЬИН
М.П.Ананьин, 1941 г. Фото из архива музея
В новой серии «Партизанской летописи» представляем первый номер машинописно-рукописного журнала 3-й Минской партизанской бригады «Народный мститель», датированный сентябрем 1943 года. Журнал поступил в музейные фонды в 1953 году от Михаила Петровича Ананьина – того самого фотокорреспондента, на которого в редакцию «Комсомолки» в далеком 1941-м пришла похоронка…
Снимки с подписью «Фото М.Ананьина» в предвоенное время на страницах газеты «Комсомольская правда» появлялись достаточно часто. Война застала фотокорреспондента в Риге, куда он приехал по заданию редакции. Потом Михаил Ананьин стал военным корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте.
Фото из архива музея
В октябре 1941-го тяжелораненый Ананьин оказался в плену, где предпринял попытку побега… Не получилось – снова концлагерь, но уже в Минске. В декабре группу военнопленных повели на вокзал, где в суматохе при посадке в вагоны убежать всё-таки удалось. С этого момента жизнь Михаила Ананьина связана с минским подпольем.
«Тов. Ананьин М.П. пришёл к нам 6 декабря 1941 года из госпиталя военнопленных, тяжело раненный и измученный от голода и тех ужасных переживаний и издевательств, которым подвергали его… Во все эти тяжелые дни, находясь с нами, он проявил исключительную смелость и находчивость…»

Из характеристики Ананьина М.П.
Весной 1942 года Михаил Ананьин вошёл в подпольную организацию, которая действовала на швейной фабрике им. Н.К.Крупской. А с весны 1943-го стал политруком роты и парторгом отряда им. К.Е.Ворошилова 3-й Минской партизанской бригады, где попадал под облавы, участвовал в боях и при любых обстоятельствах всегда сохранял самый дорогой партийный символ – партбилет.
«Работа в подполье каждый день осложнялась, и жить было невозможно. Тов. Ананьин в апреле 1943 г. совместно со своими товарищами достали себе оружие и ушли в белорусские леса в ряды народных мстителей… Шестнадцать месяцев Ананьин находился в партизанах. За это время он ещё раз показал свое мужество, преданность большевистской партии и Советской Родине».

Из характеристики Ананьина М.П.
Перед выходом на операцию. 1943 год. Фото из архива музея
Михаил Ананьин участвовал в четырех партизанских боях в районе Пуховичей и Шацка. Однажды около деревни Заречье немцы попытались захватить переправу через Птичь и открыли шквальный огонь по группе находившихся в засаде партизан. Политрук Ананьин был тяжело ранен, но остался на поле боя, удерживая переправу до прихода основных сил. В ноябре 1943 года командование бригады за личные боевые качества и заслуги представило Михаила Петровича к званию лейтенанта и награде – ордену Красного Знамени.
Впереди были ещё тяжелые бои за полное освобождение белорусской земли, серьёзное ранение летом 1944-го, полученное в районе деревни Липники, а после госпиталя – снова работа фотокорреспондентом в «Комсомольской правде».
После войны фотожурналист Михаил Петрович Ананьин стал членом Союза журналистов СССР, был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры БССР». В издательстве «Беларусь» вышли авторские альбомы фотохудожника «Брестская крепость-герой», «Хатынь», «Беловежская пуща», «Во имя жизни», которые принесли ему всесоюзное признание.
М.П.Ананьин. 1943 год. Фото из архива музея
Мемориальный комплекс «Хатынь». Фото М.Ананьина, БЕЛТА. 1973 год
Рабочая смена. Фото М.Ананьина, БЕЛТА. 1973 год
В колхозе «Рассвет» Могилёвской области. Фото М.Ананьина, БЕЛТА. 1955 год
Рукописные партизанские журналы – уникальный исторический источник: на страницах этих изданий публиковались постановления Верховного Главнокомандования, материалы Совинформбюро о важных событиях на фронтах и, конечно же, все, что касалось партизанского движения. Благодаря рукописным книгам мы имеем уникальную возможность представить себе, как, например, проходили партизанские митинги.
Получив сводку Совинформбюро от 8 сентября 1943 года о победе Красной Армии и её союзников – полном разгроме фашистов на Донбассе и безоговорочной капитуляции Италии, партизаны спешат обсудить эти важные и радостные известия. Своеобразный сценарий этого события под названием «Наш митинг» подробно отражен в журнале:
Фотографии, сделанные Михаилом Ананьиным, являются одним из важных свидетельств партизанских митингов, собраний, планирования и обсуждения боевых операций.
Обсуждение боевой операции. 1943 год. Фото из архива музея
НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕМ
«…история ещё не знает такого массового истребления людей, какое учиняют немецко-фашистские захватчики. С чудовищной жестокостью глумятся они над беспомощностью стариков, их не останавливают с мольбой протянутые детские руки… В одном из обращений немецкого командования, найденном у убитого лейтенанта, говорится: «Убивай каждого русского советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семье и прославишься навеки…»

Фрагмент из журнала «Народный мститель» №1, 1943 год
С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто был свидетелем кровавых зверств фашистских палачей в Беларуси. Но память людская никогда не забудет этого. В журнале под названием «О зверствах фашизма» публикуются воспоминания партизан.
3 января 1943 года в село Рыбцы Руденского района Минской области приехал истребительный отряд. Тогда зверски убили 157 человек и сожгли их в хатах…
«Рассказывает партизанка нашего отряда Мотя Каспирович: «Сижу я в доме, заходит группа немцев. Мой шестимесячный Коля лежал в люльке, фашист убил его. Дочь семи лет Галя стала просить зверя: «Не стреляйте меня, дядя, я не виновата», – но фашист убил и ее. Сильно стала плакать и вторая дочь, трехлетняя Тома, фашист произвел автоматную очередь в голову девочке. Я в это время сидела на печи в ужасном страхе… Немец произвел автоматную очередь, ранил в руку и в бок. Считая меня убитой, палач, выходя из хаты, запалил ее. Я быстро выскочила во двор и спряталась…»

Фрагмент из журнала «Народный мститель» №1, 1943 год
Но от народа невозможно было скрыть истинную античеловеческую сущность фашизма, не помогало даже кощунственное использование религиозных надписей на амуниции врага — оно применялось кровавыми безбожниками как оправдание своих злодеяний. Партизанское перо кратко и точно описывает настоящее обличье гитлеровских варваров.
«На поясе каждого немецкого солдата написано имя Бога. Этим самым Гитлер хочет прикрыть разбойничье лицо своей сатанинской безбожной армии… Места для богослужения, дома-церкви немцы сжигают, даже не вынося оттуда икон. Немцы заходят в церковь, не снимая головных уборов, нарушая все устои священной церкви…»

Фрагмент из журнала «Народный мститель» №1, 1943 год
Партизаны слушают сводку Совинформбюро. 1943 год. Фото из архива музея
Даже война не могла погасить в талантливых людях творческую искорку. Партизанский поэт-песенник Николай Иванович Федулин в сатирической и иронической форме представляет в своей пародии «Роммель на докладе у Гитлера после окончания кампании в Африке» забавную интерпретацию важнейших мировых событий того времени. Эмоциональное воздействие на читателей из среды партизан было бесспорным.
В партизанском творчестве Николая Федулина поэтические строчки ложились не только на бумагу, но и на нотный стан. В яркой поэтической форме отразилась суть партизанской присяги. А в отношении к предателям Родины не было даже и мысли об оправдании.
В сатирическом стихотворении «Бифштекс по-гамбургски» подробно описано, какие «кулинарные изыски» приготовили белорусские партизаны для врага.
Читка приказа. 1943 год. Фото из архива музея
«С огромной радостью мы прослушали содержание своего партизанского журнала «Народный мститель». В нем изображено все то, что мы видели и пережили. Мы гордимся тем, что все же, как ни старается гитлеровская свора уничтожить наш советский народ, он живет, сражается и развивает свою культуру во всех условиях. Выпуск журнала говорит о бодрости рядов партизанских, о любви к Родине и вере в близкую победу над фашизмом».

Фрагмент из журнала «Народный мститель» №1, 1943 год
Сегодня, по прошествии многих десятилетий, не всегда можно полностью почувствовать атмосферу того трагического и героического времени. Поэтому самыми беспристрастными читателями и объективными критиками партизанских журналов были, прежде всего, сами бойцы. Именно партизаны являлись живыми свидетелями и участниками событий, бесценные воспоминания о которых история сохранила для нас в музейных фондах…
Рукописный партизанский журнал «Народный мститель» №1, 1943 год
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателей и только со ссылкой на источник: www.belta.by
© Белорусское телеграфное агентство, 2018
© Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, 2018
Left
Right