7
Records were made wherever and whenever possible – in dugouts, between the battles, on wallpaper, exercise books, office books…

Handwritten partisan journals were kept together with important documents. They contained facts and figures interspersed with stories about the daily grind, battles and heroes. Handmade 'books' were pepped up by pictures and unfailing sense of humor. They were circulated to raise morale. They were read to draw strength.

PAGE
"A burst of machine-gun fire alarmed the entire squad at 7.00 in the morning. All assumed their positions... A decisive moment, a pause before a battle…"
780 DAYS BEHIND ENEMY LINES.
ZHURAVICHI PARTISAN BRIGADE NO. 10
On 2 October 1943 Partisan Unit No. 265 of Zhuravichi Partisan Brigade No. 10 of Gomel Oblast engaged in their last battle. Commissioner Karp Drachev emotionally described this event in his diary "780 Days Behind Enemy Lines".
March 1943, six months before the battle... Karp Drachev together with 10 partisans moved east of the Dnieper. Together with Ignaty Dikan's unit, the group destroyed a fortified police point in Gorodets and turned the area into a base for mass partisan movement. Since that time, many new members joined Partisan Unit No. 265. One month and a half later it merged with Zhuravichi Partisan Brigade No. 10.
"Every day we would welcome new members: young and old, men and women, armed and unarmed…"

Excerpt from the Voroshilovets journal, Partisan Unit No. 265, 1943
Partisan family camp. Photo by BelTA
Ignaty Dikan and Karp Drachev were commissioners of Zhuravichi Partisan Brigade No. 10.
Karp Drachev. Photo from the museum's archives
"Commander Karp Drachev was leading the way for his partisan group. He was a person of average height, 45 years old or something... An easy-going person, with a sense of quiet dignity. He has something to be proud of..."

Excerpt from the Voroshilovets journal, Partisan Unit No. 265, 1943
Ignaty Dikan's epaulets
Ignaty Dikan's service cap
Ignaty Dikan's papakha
Ignaty Dikan. Photo from the museum's archives
Led by Commissar Ignaty Dikan, Zhuravichi Brigade No. 10 gave rise to powerful partisan movement in Gomel Oblast. For his outstanding leadership skills and distinguished military service, he was awarded a major general rank by the resolution of the Council of People's Commissars of 16 September 1943. Since October 1943 he led the operative group of the Belarusian Headquarters of the Partisan Movement under the Military Council of the Belarusian (1st Belarusian) Front.
Photo from the museum's archives
In spring 1943, 110 partisans were encircled. They were outmanned by the Nazis several dozen times… The Engagement at Kamenka was one of the milestones in the history of Partisan Unit No. 265.
"The traitors were armed with guns, armored vehicles, dozens of mortars and machine guns. Drachev's men repelled 10 fierce enemy attacks that lasted all day long. They crushed the enemy and broke out of the encirclement. Comrade Drachev set an example of bravery and courage during the battle."

Excerpt from the Voroshilovets journal, Partisan Unit No. 265, 194
There was always time for some creativity and art despite the difficult combat conditions and exhausting operations. "The summer of 1943 is over. It is autumn now. Birds are gathering into flocks in order to leave for warm lands. Nightingales no longer sing in the forest. But our fight against the enemy never stops," the record of battles in the partisan unit's handwritten journal goes hand in hand with lyrics and humor.
"In June 1941 Hitler was fascinated by the success of the war. In his Reich Chancellery he stood in front of his portrait and asked aloud: 'Tell me, Adolf, what will happen to you in 2–3 years?' The portrait told him: I will be removed but you will be hanged".

"An episode from Hitler's life" from the Voroshilovets journal of Partisan Unit No. 265, 1943
Photo from the museum's archives
Nikolai Zakhoroshko is only 18 years old but he has already killed dozens of Germans and traitors. "There is not much to say about the life before the war: he finished school and that's it. Just like hundreds of thousands of other kids. He was under 16 when he first heard the breathtaking roar of cannons." There are dozens of biographies like that in the brigade's handwritten journal.
"A Komsomol member, demolitionist Vladimir Klyuchnikov personally derailed eight trains of the enemy… Another Komsomol member, scout Aleksei Aleshkin seized a heavy machine gun from the enemy in a battle… The Komsomol member – machine gunner Ivan Dushinov of the partisan unit named after Frunze courageously covered the breakout of his surrounded unit from 200 punitive troops."

Excerpt from the National Avenger journal, Zhuravichi Partisan Brigade No. 10, 1943
In early autumn of 1943, good news from the front on the Soviet radio was more frequent. The Red Army was pushing the enemy back to the west. Zhuravichi Partisan Brigade No. 10 was moving over the Sozh to join the Soviet troops.
"There are hordes of fascist troops everywhere. They were taking all roads to retreat to the west, over the Sozh. Many of them, however, find their death in the fields and forests of Belarus. We interfere with the advancement of the enemy in every possible way, by attacking their supply transport, and are ready to repel any attack on us…"

Excerpt from the story Last Days in the Woods, Voroshilovets journal, Partisan Unit No. 265, 1943
Partisans discuss a plan of operation. Photo by BelTA
On 2 October 1943 Partisan Unit No. 265 engaged in their last battle.
"2 October 1943 is the day that will stay long in our memory. On this day our partisan unit joined the Red Army."

Excerpt from the National Avenger journal, Zhuravichi Partisan Brigade No.10, 1943
"The last verbal warning comes from the partisan outpost. A machine gun will be next... And suddenly, out of nowhere, here comes the Soviet Red Army. Hurray, friendly forces have finally met. The long-awaited liberator has come... This was the last and very successful battle …"

Excerpt from Karp Drachev's diary "780 Days Behind Enemy Lines"
After welcoming the Red Army, 418 partisans joined the Soviet troops. Some 100 people were decorated in recognition of their military service and achievement.
Voroshilovets journal. Partisan Unit No.265, 1943
The website assets or a selection of assets, parts of the design and the layout can be used only upon authorization of the copyright holder and with reference to the source: www.belta.by
© BelTA News Agency, 2018
© Belarusian State Museum of History of the Great Patriotic War, 2018
Left
Right
Made on
Tilda

СТРАНИЦА
7
Их писали везде, где могли, в землянках, в перерывах между боями – на обоях, в ученических тетрадях, канцелярских книгах…

Рукописные партизанские журналы хранили с важными документами и старательно наполняли фактами вместе с рассказами о быте, сражениях, героях. Самодельные «книги» оживляли рисунками и неизменным юмором. Передавая из рук в руки, их читали для поднятия духа с надеждой на скорую победу.
«В 7 часов утра дробь пулеметной очереди подняла по тревоге весь отряд. Все заняли свои места... Пулеметчик подал пароль «Затвор 2», ответ тот же, пароль не сошелся... наступила решающая минута, это пауза, после которой должен разгореться бой...»
780 ДНЕЙ В ТЫЛУ ВРАГА.
10-Я ЖУРАВИЧСКАЯ БРИГАДА
2 октября 1943 года партизаны 265-го отряда 10-й Журавичской бригады Гомельской области вступили в свой последний бой. Комиссар Карп Михайлович Драчев эмоционально описал это событие в дневнике «780 дней в тылу врага».
Март 1943-го – за полгода до сражения... Драчев собирает 10 бойцов и перебирается в район восточнее Днепра. Вместе с ротой Игнатия Максимовича Дикана эта группа громит укрепленную полицейскую точку в Городце и обеспечивает в этом районе базу для массового партизанского движения. С этого времени 265-й отряд постоянно пополняется бойцами и уже через полтора месяца входит в состав 10-й Журавичской бригады.
«Ежедневно шли в отряд с оружием и без оружия, молодежь, взрослые и девушки».

Фрагмент из журнала «Ворошиловец» 265-го партизанского отряда, 1943 год
Семейный лагерь. Фото БЕЛТА
За время существования 10-й Журавичской бригады бессменными комиссарами ее были – Игнатий Максимович Дикан и Карп Михайлович Драчев.
К.М.Драчев. Фото из архива музея
«Во главе партизанского отряда пешком идет сам командир – Карп Михайлович Драчев. Это среднего роста человек лет 45-ти… Простой по характеру с отпечатком суровой гордости. Есть чем ему гордиться...»

Фрагмент из журнала «Ворошиловец» 265-го партизанского отряда, 1943 год
Погоны И.М.Дикана
Фуражка И.М. Дикана
Папаха И.М.Дикана
И.М.Дикан. Фото из архива музея
Под руководством комиссара Игнатия Максимовича Дикана 10-я Журавичская бригада положила начало могучему партизанскому движению в Гомельской области. За выдающиеся организаторские способности и боевые заслуги 16 сентября 1943 года Постановлением СНК СССР ему присвоили звание генерал-майора. С октября 1943 года он занимал должность начальника опергруппы Белорусского штаба партизанского движения при Военном совете Белорусского (1-го Белорусского) фронта.
«Он к сердцам умел найти дорогу,
Тропами неведомыми шел.
И казалось, что в огонь и в воду
По его приказу каждый бы пошел...»


Фрагмент стихотворения
«Генерал-майор Дикан»
из журнала 10-й Журавичской бригады «Народный мститель», 1943 год
Фото из архива музея
Весной 1943 года 110 бойцов были взяты в кольцо. Силы были неравны: фашистов было в десятки раз больше, чем партизан… Каменский бой – одна из самых ярких страниц боевой истории 265-го отряда.
«Изменники были снабжены пушками, бронемашинами, десятками минометов и пулеметов. Драченцы выдержали 10 ожесточенных атак врага, длившихся целый день, разбили фашистов и вышли из окружения. Товарищ Драчев в этом бою подавал личный пример храбрости и мужества».

Фрагмент из журнала «Ворошиловец» 265-го партизанского отряда,
1943 год

«Бой внезапный, с неравною силой,
Нам пришлося тогда одержать.
Миномет, пулеметы все к бою,
Фрицы в панике стали бежать…»

Фрагмент стихотворения из журнала «Ворошиловец» 265-го партизанского отряда, 1943 год
Несмотря на сложные боевые условия и изматывающие операции, всегда находилось место творчеству. «Окончилось лето 1943 года. Наступила осень. Птицы собирались в стаи, чтобы улететь в теплые края. Не слышно в лесу соловьиной песни. Но борьба с врагом не прекращалась», – хроника сражений в рукописном журнале отряда переплетается с лирикой и юмором.
«В июне 1941 г. Гитлер увлекся успехами войны. Придя в свою рейхсканцелярию, стал перед своим портретом и спрашивает: скажи Адольф, что с тобой будет через 2–3 года? Ему портрет ответил: меня снимут, а тебя повесят».

«Случай с Гитлером» из журнала «Ворошиловец» 265-го партизанского отряда, 1943 год
«До родимой, до границы Быстро, без оглядки
Удирают ныне фрицы, Лишь сверкают пятки.
Далеко им до границы И кругом – засады.
Задают активно фрицам Спереду и сзаду».

Фрагмент стихотворения «И в хвост и в гриву» из журнала 10-й Журавичской бригады «Народный мститель», 1943 год
Фото из архива музея
Ему всего 18 лет. На боевом счету Николая Захорошко – десятки убитых немцев и изменников. «До войны он, собственно говоря, не имел своей автобиографии: учеба в школе – вот и все. Так же как сотни тысяч других детей. Ему не было и шестнадцати лет, когда он впервые услышал потрясающий гул орудий», – таких биографий десятки в рукописном журнале бригады.
«Комсомолец-подрывник Ключников Владимир лично сам пустил под откос 8 вражеских эшелонов… Разведчик-комсомолец Алешкин Алексей своим огнем отбил у противника станковый пулемет… Комсомолец-пулеметчик партизанского отряда имени Фрунзе Душинов Иван во время блокировки отряда карателями мужественно прикрывал отход отряда от 200 наступающих карателей».

Фрагмент из журнала 10-й Журавичской бригады «Народный мститель», 1943 год
В начале осени 1943-го советское радио все чаще приносило радостные новости с фронта. Красная Армия гнала врага на Запад. 10-я Журавичская бригада шла за Сож, чтобы объединиться с советскими войсками.
«Вокруг нас находилась черная зграя фашистов. По всем дорогам они отходили на запад, за Сож, «на хаус, да матки», бормочет германский солдат, посматривая на запад. Но многие из них находят могилы на полях и в лесах Белоруссии. Мы всячески мешаем продвижению противника, нападая на их обозы, и готовы были отразить всяческое нападение на нас…»

Фрагмент рассказа «Последние дни в лесу» из журнала «Ворошиловец» 265-го партизанского отряда, 1943 год
Партизаны уточняют план операции. Фото БЕЛТА
2 октября 1943 года 265-й отряд вступил в последний бой.
«2 октября 1943 года – день, который надолго останется в нашей памяти: в этот день наша партизанская бригада соединилась с войсками Красной Армии».

Фрагмент из журнала 10-й Журавичской бригады «Народный мститель», 1943 год
«С партизанской заставы подается последний предупреждающий голос, после чего должен говорить пулемет… И вдруг, ниоткуда, Советская Красная Армия. Ура, давай сюда, свои встретились со своими! Пришла долгожданная освободительница… Это был последний очень удачный бой…»

Фрагмент из дневника К.М.Драчева «780 дней в тылу врага»
После соединения партизан с войсками в ряды Красной Армии перешло 418 бойцов и командиров, закаленных в боях с фашистами. За боевые подвиги командование представило к правительственной награде 100 человек.
Журнал «Ворошиловец» 265-го партизанского отряда, 1943 год
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателей и только со ссылкой на источник: www.belta.by
© Белорусское телеграфное агентство, 2018
© Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, 2018
Left
Right
Made on
Tilda